44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоделки из старого пылесоса

Самоделки из старого пылесоса

Нередко возникает ситуация, когда в дом покупается пылесос новой конструкции с современными функциями, а старый агрегат оказывается ненужным и стоит без дела. В этом случае многие хозяйственные пользователи хотят выяснить, что можно сделать из старого пылесоса. Существует несколько интересных вариантов, которые сможет реализовать любой домашний мастер с базовыми знаниями и минимальными навыками. Самые полезные самоделки для дома, дачи, гаража и мастерской – в материале далее.

Ремонт пылесоса

В хороших руках пылесос способен работать без капитального ремонта десятки лет, но для этого нужно представлять его устройство и возможности.

Современные бытовые пылесосы подразделяются на передвижные и портативные ручные. Рассмотрим устройство малогабаритного ручного пылесоса (рис.1).

Главная его часть — центробежный воздуховсасывающий агрегат, создающий разрежение воздуха. Он состоит из электродвигателя 1 и ротора 2. воздух завихряется лопатками ротора и под влиянием центробежной силы стекает к краям диска. В центре же возникает разрежение, и благодаря ему через шланг 4 засасываются воздух и пыль. Чтобы в агрегат не попали твердые предметы, способные повредить лопатки ротора, на входе устанавливают защитную решетку 3.

Воздух омывает корпус двигателя, попутно охлаждая его, и попадает в пылесборник 5. На таком принципе действуют такие пылесосы, как «Ветерок», «Шмель», «Спутник». Недостаток этой схемы — плохое охлаждение двигателя, так как его для защиты от пыли приходится помещать в специальный корпус. Её достоинство — небольшие размеры.

Передвижные напольные бытовые пылесосы (рис.2) обычно устроены иначе. Здесь фильтр 1 стоит перед воздуховсасывающим агрегатом 2. Вентилятор его, состоящий из двух роторов и одного неподвижного диска с лопатками, расположен внизу. В этой конструкции воздух очищается сразу при входе, поэтому его по специальным каналам можно направить внутрь двигателя для интенсивного охлаждения обмоток. Колпак 5 служит для защиты от шума. Через окошко 6 выбрасывается очищенный от пыли воздух.

Может возникнуть вопрос: почему так много внимания уделяется охлаждению двигателя? Дело в том, что двигатель пылесоса в 2-3 раза легче аналогичного по мощности двигателя станка или вентилятора. Достигается это за счет значительного увеличения плотности тока в обмотках, а это означает резкое увеличение выделяемого тепла.

Поэтому двигатель пылесоса без охлаждения может проработать лишь 10-15 минут, а с охлаждением 1-2 часа, и после этого, если его не выключить, он выйдет из строя от перегрева. Необходимо строго придерживаться режима работы указанного в инструкции по эксплуатации.

На нагревание двигателя влияет также и степень запыленности фильтра. можно сделать вывод: двигатель следует чаще выключать, а фильтр очищать.

Неисправности пылесоса можно приблизительно разделить на две группы: электрические и механические.

Рассмотрим несколько случаев. Пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но он не работает и не издает ни малейшего звука. Очевидно, ток в двигатель не поступает.

Представим себе путь тока: розетка, вилка, шнур, наконец обмотки двигателя. Начнем поиск от простого к сложному. Сначала проверим с помощью любого заведомо исправного электроприбора, лучше всего настольной лампы, в порядке ли розетка. Если лампа горит, осматриваем вилку и шнур. Ищем изломы, механические повреждения, особенно тщательно осматриваем места входа шнура в вилку и в корпус пылесоса. На корпусе должно быть резиновое кольцо, предохраняющее шнур от истирания и излома. Если внешний осмотр ничего не дает, разбираем пылесос и проверяем омметром наличие проводимости в жилах шнура от выключателя до вилки. Омметром же проверяем выключатель. Неисправные выключатели и шнуры заменяем.

Другой случай: пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но происходят перебои в работе, искрение коллектора, которое можно видеть через нагнетательное отверстие.

В первую очередь нужно проверить угольные щетки 4.

При износе графитовых щеток и уменьшении усилия пружин, прижимающих их к коллектору, увеличивается искрение щеток, износ и перегрев коллектора. Допускается искрение на кромке щетки не больше, чем нитевид­ная слабосветящаяся линия. Чаще всего бывает так, что они снашиваются до пружин и уже стальные пружины контактируют с коллектором.

Изношенные щетки необходимо заменить.

Чтобы заменить щетки, снимают уплотнительное кольцо 8 и отворачивают винты 3. Вынимают щетки, отвертывая колпачки 7, и ставят новые. Разумеется все это проделывают при отключенном от сети пылесосе. Новые щетки ставят скосами против вращения коллектора.

Новую щетку требуется притереть к коллектору так тщательно, чтобы коллектора касалась вся торцевая площадь щетки. Как это сделать см рис.4.

Это делается протягива­нием мелкозернистой шкурки между щеткой и коллектором абразивной стороной шкурки к щетке. Чтобы не стачивалась кромка, шкурка должна облегать коллектор по половине его окружности (рис. 4, а).

Зазоры между ламелями (пластинами) коллектора необходимо очистить от графитовой и мед­ной пыли острозаточенной спичкой, а коллектор протереть ватой, смоченной бензином. Если коллектор в результате многолетней работы истерся так, что изоляция между ламелями начинает выступать над контактной поверхностью этих ламелей, коллектор нужно продорожить, то есть срезать выступающую межламельную изоляцию на глуби­ну 0,5 — 1 мм ( рис. 4, б).Резец для продороживания можно изготовить из старого но­жовочного полотна, заточив его торец под углом 30 — 40°. После продороживания коллектор нужно зачистить от заусенцев самой мелкой шкуркой с маслом при вращающемся электродвигателе на малых оборотах (при пониженном напряжении питания).

При длительном пользовании пылесосом коллектор двигателя «засаливается». Для лучшего контакта щеток полезно протереть его растворителем или спиртом.

Не рекомендуется шлифовать коллектор шкуркой без особой нужды (в частности продороживания), так как при шлифовке частицы корунда остаются в коллекторе, что резко ускоряет износ щеток.

Читать еще:  Ремонт отмостки вокруг дома своими руками из цемента

При работе двигателя на поверхности коллектора образуется так называемая политура — смесь угольных щеток и меди коллектора. При создавшейся политуре щетки изнашиваются медленнее всего. Шлифовка коллектора уничтожает политуру и до образования новой политуры щетки будут быстро изнашиваться.

При этом нельзя допускать ни малейшей царапины на витках статора или якоря — это выведет двигатель из строя!

Если не удалось найти родных щеток смело берите щетки большие по размеру но обязательно той же марки, что и родные (для пылесосов хорошо подходят щетки марки ЭГ-8). Меньший размер легко сделать на мелкозернистом напильнике. однако следует помнить что щетки должны ходить в щеткодержателе легко, без малейших заеданий. Небольшой люфт даже полезен — при работе щетки нагреваются и люфт уберется.

Иногда искрение коллектора происходит и при нормальных щетках.

Вызвано это может быть следующими причинами: межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора и повышенная нагрузка на двигатель.

В первую очередь нужно проверить нет ли повышенной нагрузки на двигатель. Вызвано это может быть засором в воздушной системе пылесоса или заеданием двигателя. У старых пылесосов с большим сроком службы почти всегда сильно изношен подшипник на якоре со стороны вентилятора. Иногда он изношен так сильно, что якорь начинает цеплять за статор или ротор вентилятора цепляет за корпус. И даже если он не цепляет то при сильном износе подшипника постоянно изменяется воздушный зазор между якорем и статором, что вызывает броски тока и соответственно искрение. Кроме того, воздушный фильтр, отделяющий пыль от воздуха, не фильтрует воздух от пыли на 100%. И со временем микро частички пыли прилипают к смазке подшипников и резко ухудшают ее свойства, даже не смотря на то, что там установлены закрытые подшипники. Поэтому значительно увеличивается усилие для проворачивания подшипников, увеличивается ток и искрение. Проверить это легко — нужно взять якорь за подшипник и крутануть его. У подшипника с пылью вместо смазки будет слышен характерный «хруст».

Для смены смазки необходимо воздуховсасывающий агрегат вынуть из корпуса пылесоса, снять кожух с вентилятора, отвернуть гайку на оси двигателя (гайка может иметь левую резьбу), снять с оси набор чередующихся алюминиевых дисков вентилятора (с лопастями и без лопастей), спять втулки, отделяющие диски один от другого. Нужно запомнить очередность расположения дисков и втулок, чтобы при сборке установить их строго в том же порядке.

Затем следует вывернуть винты, крепящие прижим подшипников двигателя, снять крышки. .Удалить старую смазку и про­мыть подшипники бензином, сле­дя, чтобы бензин не попал на обмотку. Заполнить подшипники смазкой ЦИАТИМ-202 (имеется в магазинах автодеталей). В крайнем случае можно обновить смазку без промывки. Для этого после заполнения подшипников новой смазкой несколько минут повращать якорь двигателя от руки, чтобы остатки старой смазки в подшипниках перемешались с повой, затем удалить эту смазку и вновь заполнить новой смазкой. Сборку воздуховсасывающего агрегата провести в обратной последовательности. Вра­щением якоря от руки убедиться, что вентилятор вращается свободно.

Если крутнуть якорь с хорошими подшипниками он должен сделать как минимум 10-15 оборотов без хрустов. Шум подшипников должен быть ровный, люфтов быть не должно.

Межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора как правило характеризуется очень сильным, как правило круговым, искрением чаще всего вместе с запахом изоляции.
Это наиболее неприятный случай в ремонте пылесосов.

Для начала нужно попытаться определить где произошло межвитковое замыкание. В первую очередь осматриваем якорь. На обмотках не должно быть вспучиваний изоляции и почернений. Понюхайте его, не должно быть запаха паленой изоляции. Осмотрите коллектор, иногда бывают замыкания между пластинами, это видно невооруженным глазом. Если вышеуказанные признаки имеют место, то дело плохо. Якоря на пылесосы достаточно трудно найти. А перемотка якорей дело сложное и под силу только очень квалифицированным обмотчикам. Поэтому чаще всего срок службы перемотанных якорей недолог.

Замыкание в обмотке статора определить достаточно просто — нужно вынуть щетки и измерить сопротивление обмотки статора (ОВ) 1 и 2 (рис.3), а также сопротивление между корпусом и обмотками. Разница между сопротивлениями обмотки 1 и обмотки 2 должна быть крайне незначительной, на корпус они звонится не должны. Если разница значительная (>10%) ту, которая с меньшим сопротивлением, меняем. Её несложно намотать и самому.

У не которых пылесосов повышенное искрение может быть вызвано тем, что траверса 7 сместилась относительно корпуса по или против часовой стрелки. Обычно такое наблюдается после ремонта.

Поэтому при разборке пылесоса обязательно помечаем взаимное положение траверсы щеткодержателя и корпуса. Если не пометили можно пойти другим путем. Ослабляем траверсу и потихоньку поворачиваем её, закрепляем, добиваясь наименьшего искрения. Если есть амперметр, поворачиваем траверсу, добиваясь наименьшего тока холостого хода. Категорически не рекомендуется делать это на ходу — при пуске двигатель выпрыгнет из рук и траверса сместится сама. Также нельзя включать двигатель без присоединенного вентилятора. Особенность двигателей пылесоса такова, что они всегда должны работать под нагрузкой. Иначе он может сломаться от ремонта.

При сборке пылесоса проверьте, не оставили ли вы в не гайку, винт или другой предмет: попав в вентилятор, они могут полностью его разрушить. Ведь диски вентилятора сделаны из дюралюминия толщиной около 0,8 мм.

Иногда при разборке диски вентилятора гнутся и потом цепляют за корпус. В этом случае при сборке под один из дисков нужно подложить шайбу. При этом разрежение на всасывании падает. Поэтому надо разбирать пылесос очень аккуратно и ничего не гнуть.

Какие механические неисправности встречаются чаще всего?

Пылесос работает, но создаваемое разрежение уменьшилось, он всасывает пыль очень слабо. Двигатель издает звук более высокого тона, чем обычно. Это означает, что на пути засасываемого воздуха появилась помеха. Может быть, в шланг попал посторонний предмет. Его можно удалить, присоединив шланг к выходному отверстию. Если это не помогает или конструкция пылесоса не позволяет этого сделать, шланг прочищают длинной деревянной рейкой с закругленным концом или куском толстой проволоки с крючком.

Читать еще:  Ремонт ванной своими руками под покраску
Таблица 1 Основные неисправности в пылесосах и способы их устранения.
Вид неисправности пылесосаСпособ устранения
Пылесос не работает или работает с перебоямиПроверить штепсельную розетку, включив в нее настольную лампу
Проверить соединительный шнур и штепсельную вилку. Для проверки используют контрольную лампу, пробник или омметр. Место обрыва соединить и тщательно заизолировать.
Проверить выключатель пылесоса. При необходимости разобрать пылесос и осмотреть выключатель. Зачистить и подогнуть контакты или установить новый выключатель.
Осмотреть внимательно контактные соединения электрической схемы, особенно места паек и наличие контактов в местах соединения проводов.
Проверить угольные щетки и коллектор двигателя. При необходимости — заменить щетки.
Вынуть угольные щетки, растянуть их пружины и установить на старое место
Вынуть угольные щетки, намотать на стержень ватку смоченную в спирте или одеколоне и почистить внутренюю поверхность щеткодержателей.
После этого установить щетки на место. Если длина угольных щеток менее 3 мм их следует заменить.
Почистить коллектор двигателя тряпкой, смоченной в спирте или одеколоне. Спичкой удалить угольную пыль между пластинами коллектора
Пылесос работает, но слабо всасывает пыль. От двигателя исходит звук более высокого тона, чем обычноПосмотреть, не попал ли в шланг посторонний предмет. Присоединить шланг к выходному отверстию и включить пылесос. Если это не помогает, прочистить шланг длинной палкой с закругленным концом.

Рекомендации по уходу за пылесосом.

Пылесосы по сравнению с другими бытовыми приборами более часто выходят из строя в связи с использованием коллекторных двигателей с большой частотой вращения. Двигатель охлаждается потоком выходящего воздуха и поэтому пылесос без охлаждения может проработать лишь 10-15 минут, а с охлаждением — 1-2 часа. После этого, если не выключить пылесос, он может выйти из строя. в связи с этим при использовании пылесоса следует придерживаться определенного режима работы. На нагрев двигателя влияет также степень запыленности фильтра. Для хорошей работы прибора нужно регулярно чистить фильтр и хранить пылесос в сухом месте. Не рекомендуется стирать и мочить фильтр, так как при этом пропускная способность агрегата уменьшается, что может быть причиной его перегрева.

Пылесос требует постоянного ухода: необходимо не реже одного раза в 2 года менять смазку подшипников двигателя и ежегодно проверять состояние графитовых щеток двигателя.

Импортные пылесосы отличаются от наших только эргономикой и дизайном. Железо внутри абсолютно такое же. Так что все вышесказанное касается и их.

Пылесос — надежный и долговечный прибор. Известны безотказно работающие экземпляры, выпущенные еще до Великой Отечественной войны.

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005

Что делать?

После того как вам удалось выявить причину горения щеток, вам важно понять какими должны быть ваши правильные действия.

Если проблема связана с износом щеток, то их нужно сразу же заменить. Лучше заменить и пружины, на которых они держатся.

Если причина неисправности в якоре, то предстоит полностью заменить его обмотку. Такой ремонт сложно осуществить самостоятельно в домашних условиях. Вы можете попробовать, но проще просто заменить деталь целиком. Она не будет стоить дорого.

В случае со статором ситуация выглядит так же как и с якорем. Если вы сможете самостоятельно перемотать его обмотку, то это будет самым правильным и экономичным решением проблемы. В противном случае придется заменить деталь.

Если вы нашли неисправность в коллекторе, то его ремонт следует начать с чистки контактов от пыли и нагара. Сразу же проверьте работу щеток коллектора. Если они работают в стандартном режиме, то на контактах не должно скапливаться никаких загрязнений.

Важно! Почистить контакты можно при помощи наждачной бумаги. Подойдет самая минимальная зернистость, чтобы не поцарапать деталь во время чистки.

При помощи шуруповерта, установленного на минимум оборотов, вы сможете провести самостоятельную чистку. На основании шуруповерта зафиксируйте наждачную бумагу и аккуратными движениями пройдитесь по контактам. Если щетки коллектора неисправны их нужно сразу же заменить, чтобы в дальнейшем поломка не повторилась. Исправные щетки должны своевременно устранять нагар и пыль, скапливающиеся на приборе.

Как сделать правильный выбор?

Пылесос незаменимый союзник в борьбе за чистоту. Современные электрические машины могут чистить, мыть, очищать воздух и сами передвигаться. Какой пылесос подходит вам? Владельцам небольших квартир стоит обратить внимание на аппарат для сухой уборки. Он компактный, эргономичный, обладает хорошей всасываемостью. Качественно очистит ковры, паркет, мягкую мебель и поверхности, которым противопоказана влага.

Моющие пылесосы больше по размеру, но позволяют мыть полы, окна, они снабжены аквафильтром и очищают воздух. Вертикальные пылесосы удобно хранить — их можно поставить в шкаф, кладовку или просто в угол. Ими удобно делать быструю уборку, так как они не требуют сборки. Существуют пылесосы с парогенератором, которые эффективно удаляют загрязнения, очищают от микроорганизмов и пылевых клещей в мягкой мебели и коврах.

Что касается пылесоса-робота, он прекрасно выполняет задания на плоской поверхности, но сильно заставленные комнаты и труднодоступные места ему не под силу. Нужно учитывать уровень шума, если вы хотите, чтобы пылесос работал тихо, присматривайте чистящую машину со звукоизоляционным корпусом.

Выбирая пылесос, обращайте внимание на мощность, чем она выше, тем эффективнее работает ваш пылесос. Важная составляющая современных пылесосов это наличие фильтров тонкой очистки, которые сменные и продаются почти для каждой модели пылесосов. Они задерживают мельчайшие частицы пыли и микроорганизмы, таким образом очищая воздух. Каждый пылесос укомплектован насадками для любых потребностей, а если какой-то не оказалось в налчии, вы всегда можете докупить.

Читать еще:  Пульт дистанционного управления ремонт своими руками

Обязательно обращайте внимание на конструкцию трубы, из чего сделаны колеса, вес, габариты, а самое важное, чтобы пылесос был понятен в использовании.

Типичные поломки пылесосов

Что ломается в пылесосе.

  • щетки;
  • подшипники;
  • обмотки двигателя;
  • провод питания;
  • предохранитель.

В иных пылесосах двигателя два. Второй расположен на щетке, где заставляет двигаться ворсинки. В циклонных моделях используются турбо, работу выполняет движущийся воздух. Конструктивный изыск упрощает изготовление шланга, избавляет от одной большой проблемы, когда провод рвется в толще резины. Разумеется, современные средства позволят точно определить место расположения казуса, лучше избежать поломки вовсе. Идею конструкторов, поместивших внутрь щетки двигатель, понять легко: отпадает нужда нажимать при уборке, вес приличный. Нравится ли, решайте сами. На взгляд редакции, щетка должна быть легкой, чтобы орудовать проще было.

Ремонт моющих пылесосов не отличается от описанного выше. Однако агрегаты вмещают помпу, подающую воду в шланг. Вернемся к вопросу в обзорах позже. Что касается входного тракта, не отличается конфигурация от обычного, исключая наличие водяного фильтра. Большинство выглядят унылыми коробками, залитыми водой. В некоторых пылесосах с аквафильтром на стыке шланга и корпуса бьют тонкие струйки воды. Работает первичное улавливание пыли. Однако заметить неисправность сложно. Другое дело, если пылесос оснащен опцией самодиагностики, которая подскажет место дислокации поломки.

Ремонт роботов пылесосов затрагивает тесно область электроники. Сервисных механизмов всего нечего. Однако в уменьшенном размере найдете двигатель. Большинство функций реализовано микросхемами, память вмещает различные программы. Ремонт пылесосов Электролюкс покажется детской игрой по сравнению с задачей наладить работу Румбы или Скубы американской фирмы iRobot (разработчик армейской и полицейской автоматики США). Существенным недостатком роботов назовем невозможность уборки неровных покрытий. Электронные слуги лишены умения создавать вакуум… пользуются вращающейся щеточкой, сметая пыль.

Второй шанс

Имеется достоверная информация, что пылесосы «Ракета», которые были выпущены в 80-х годах, в некоторых квартирах работают и до сих пор. Есть и такие люди, которые сменили старую технику на более новую, а старый добрый пылесос упрятали куда-нибудь подальше в гараж или кладовку. Но не спешите выбрасывать это чудо техники. Если у вас где-то спрятана такая модель пылесоса, то его смело можно привести в порядок и успешно использовать в случае проведения какой-нибудь особенно пыльной работы. Этот аппарат еще не единожды послужит вам там, где жалко испортить новую технику.

Если вы человек, который хоть немного умеет управляться с простенькими инструментами, вам не составит особого труда починить старый пылесос самому. В случае если старая схема вашего аппарата не сохранилась, её легко можно отыскать в интернете. Подробные чертежи с описанием легко помогут вам разобраться в причине поломки. Самая распространенная проблема этих моделей — подшипники. Старые со временем изнашиваются, но вы легко сможете заменить их новыми. Чтобы подшипники прослужили дольше, их нужно хотя бы один раз в год смазывать.

Еще одна частая проблема этих пылесосов — двигатель. Хоть когда-то эта техника была очень качественный, всё же годы берут свое и уже износившийся двигатель может вовсе выйти из строя. Скорее всего, оригинал двигателя для такой модели купить будет очень сложно. Лучше поискать в интернете компании, производящие различные моторы, которые устанавливаются на старые пылесосы с помощью переходников.

Хоть роликов про установку крыльчаток у меня хватает, но в очередной раз мне задали вопрос, о том, как их правильно собирать. На примере двигателя пылесоса Ракета, я показал, как, и в какой последовательности правильно устанавливаются крыльчатки.

Прошу поддержать новый проект! На этом канале, вы сможете посмотреть обзоры автомобилей, глазами не профессионала. Еще вы сможете увидеть, ремонт автомобилей, без пафоса и понтов. А шаг за шагом, набираясь опыта, вместе с автором. Подписывайтесь на канал. Будет интересно! Канал:WheelsPRO https://www.youtube.com/channel/UCa4YEDMQT_Ms8ZQNCNmQmMQ
Всем, кто желает поддержать канал с финансовой стороны. Каждому будет выражена отдельная благодарность.

Реквизиты ВебМани-Z926017009588 R912865314165
Киви 87474168288
MasterCard 5540 6610 0501 2708
Если вы ищете надежную партнерку для своей группы или канала вот отличный вариант -https://youpartnerwsp.com/join?75824 Сам пользуюсь третий год.

Мы в Вконтакте- https://vk.com/altevaa_tv

Видео Порядок установки, крыльчатки мотора пылесоса Ракета. канала altevaa TV

Чистим фильтры

Двигаясь дальше в поиске неисправности необходимо проверить чистоту фильтра тонкой очистки (установлен перед мотором) и выпускной фильтр HEPA, который закреплен с тыльной стороны корпуса за пластиковой решеткой. Что касается первого фильтра его нужно либо полностью заменить, либо промыть водой и высушить, что зависит от универсальности материала. Фильтр HEPA, как правило, нужно заменять через каждые 50 часов работы техники, чтобы тяга пылесоса не пропала в самый неподходящий момент. Проверили, заменили, а пылесос, как и прежде, плохо собирает и всасывает мусор? Просматриваем следующие элементы системы всасывания.

Рекомендуем сразу же просмотреть видео, на котором показана хитрость по увеличению производительности устройства:

Как красить с помощью такого инструмента

С помощью краскопульта, будь это купленная модель или аналог, изготовленный из пылесоса своими руками, покраска осуществляется в два слоя: основной и проявочный. Держать распыляющее устройство нужно на расстоянии около 50 см от окрашиваемой поверхности. Делайте плавные круговые движения, контролируя при этом расход краски. Во избежание появления подтеков не рекомендуется надолго задерживаться на одном месте.

Совет! Для достижения максимально качественного результата покраски наносите тонкие слои краски. Оптимальным вариантом считается покраска в два-три слоя (вместе с проявочным).

Как сделать краскораспылитель из флакона одеколона (1 видео)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector